Доходы гумеровой лилии салаватовны. Вице-премьер Лилия Гумерова: «Умная женщина не будет доказывать свое превосходство И где вы познакомились с таким хорошим мужем

Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре; представитель от исполнительного органа государственной власти Республики Башкортостан.

Образование:
1994 г. Башкирский государственный педагогический институт, преподаватель педагогики и психологии, воспитатель.
2005 г. Башкирская академия государственной службы и управления при президенте Республики Башкортостан, юрист.
Кандидат педагогических наук.

Занимаемые должности:
С 2014 г. Совет Федерации ФС РФ; представитель от исполнительного органа государственной власти Республики Башкортостан. Первый заместитель председателя Комитета по науке, образованию и культуре.
2012-2014 гг. Заместитель премьер-министра Правительства Республики Башкортостан.
2011-2012 гг. Заместитель председателя Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан.
2010-2011 гг. Уполномоченный по правам ребенка по Республике Башкортостан.
2007-2010 гг. Заведующая отделом социального развития, здравоохранения, труда и занятости населения Аппарата Правительства Республики Башкортостан;
2001-2007 гг. Администрация г. Учалы и Учалинского района; специалист I категории - заместитель главы по социальным вопросам
С 1994 г. Средняя школа № 10 (г. Учалы); педагог-психолог, преподаватель психологии.

Женщина с самой высокой должностью в правительстве Башкирии рассказала «КП», почему в Башкирии так мало врачей, как воспитывать ребенка и кто в ее семье лучше всех печет блины

Изменить размер текста: A A

Когда интервью только началось, вошла Дина (Д.) – дочь Лилии Гумеровой (Л.Г.). Девушка – выпускница, она закончила 11 классов и только-только сдала очередной ЕГЭ .

- Дина, а тебе мама часто помогала уроки делать?

(Д.) - Да, было такое класса до девятого.

- А потом - сама?

(Д.) – Сама… (вздыхает)

- Лилия Салаватовна, хоть к экзаменам дочке помогали готовиться?

Я помогала только тем, что репетитора наняла. ЕГЭ вроде нормально пережили.

Вы – нормально. А республика? Скандал за скандалом. Дети остаются без аттестатов из-за того, что выкладывают задания в Интернет. Хотят даже глушилки для мобильников поставить в классах.

(Л.Г.) - Почему мы все время ищем, как ужесточить контроль? Я не сторонник этого. Может, лучше подумать, как заинтересовать ребят, культуру поднять, чтобы не списывали. Это ведь дети, они могут и ошибиться. Мы анализировали ситуацию: почти все, кто выложил кимы, учащиеся из района. Кто медалист, кто олимпиадник. Кстати, в Уфе ни одного случая не было - значит, хорошо поработали, правильно разъяснили.

Почти все родители сталкиваются с поборами в школах: тысячу на ремонт, пятьсот - на подарок… Вы сами через это проходили?

(Л.Г.) - Мой ребенок учится в обычной школе, через дорогу от дома. Но на ремонт школы мы тоже сдаем.

(Д.) – Я бы не сказала, что большие суммы просят, ну никак не сравнится с теми, что в некоторых гимназиях. Я лично общаюсь с учениками некоторых элитных школ: тысяч пять на ремонт, тысячи три - на праздник, и так до бесконечности.

(Л.Г.) - Да, сбор средств с родителей – актуальная и злободневная тема. В этом году, когда на коллегии Министерства образования я задала вопрос: почему мы, начиная с детского сада, собираем по 3-10 тысяч на выпускные балы, почему школьный выпускной превратился в ресторанное застолье, ничем не напоминающий праздник юности, в зале воцарилась мертвая тишина. А ведь многие наши проблемы от того, что мы все это знаем, но молчим, боимся поднять вопрос.

Лилия Салаватовна, деньги на ремонт все в итоге сдают, а школы все равно закрываются. В районах так часто бывает: стоит хорошее новое здание, но дети вынуждены ездить за тридевять земель.

(Л.Г.) - Каждый случай нужно разбирать отдельно. Нет задачи просто закрыть школу. Главная проблема - не хватает детей. И если здание на пятьсот человек рассчитано, а там пять детей. Мы же не можем на пять ребят пятнадцать учителей нанимать. Вот будет хорошая демография, будут дети – будут и новые школы. А что касается начальных школ, мы их, по поручению президента, повсеместно сохраняем. За этим следят строго.

- Но перегибы все равно случаются.

(Л.Г.) - Я не думаю, что есть система перегибов. Мы в некоторых случаях разбирались и реально меняли решение. Вот, в одном из районов, например, было принято решение закрыть школу. И деток не хватало, и столовая не соответствовала требованиям. Вся деревня собралась, нашли спонсора, все в порядок привели, деток еще в детском доме на патронат взяли. И все – осталась школа. Не нужно думать, что все решается сверху. Сегодня родители сами должны стать активными участниками процесса обучения. Проще отдать деньги, выйти на забастовку, сложнее – принимать участие в решении вопросов.

Первое ваше место работы – школа в Учалах. Вы трудились там психологом. Не скучаете по первой работе? Она-то поспокойней была.

(Л.Г.) - Я не скажу, что она спокойней. Тогда вообще не было понимания, что такое психолог. Когда я пришла, психологические службы в школах еще только-только зарождались. Все воспринимали нас как волшебников – поговорил с ребеночком три минуты и пожалуйста – он не совершает преступления, хорошо учится, и так далее. Или наоборот: «Мой ребенок пошел к психологу, он что – псих?».

У нас было 1500 учащихся и один психолог на всех. Надо было с чего-то начинать. Первое родительское собрание, которое я разработала, называлось «Любите своих детей». Я всего и вся начиталась и поняла, что главное упущение советской педагогики в том, что нельзя было любить своих детей. Нельзя было говорить: «ты хороший, у тебя все получится». Поэтому выросла масса детей недолюбленных, и они стали такими же родителями. И я рассказывала, что значит три минуты погладить ребенка по голове , поговорить по душам. И знаете - помогало!

- Часто выпадает возможность приехать в родные Учалы с неофициальным визитом?

(Л.Г.) - Просто в гости, увы, редко. Но я стараюсь раз в год подняться на Иремель с семьей и друзьями.

С мужем познакомились в поезде

Как вы в семье вообще обязанности распределяете? Есть ли у вас, как говорят чиновники, положение о распределении полномочий?

(Л.Г.) - У меня сестренка есть, у нее трое детей и она живет недалеко. Как-то она пришла к нам с малышами и сказала: «Знаешь Дин, когда наши родители уезжали, твоя мама начинала уборку в квартире, четко распределяя обязанности». А Дина отвечает ей: «Тетя Зуля, так она ведь неправильно выбрала профессию, ей надо было возглавить клининговую компанию».

Сейчас-то у меня только в воскресенье выходной, и я стараюсь посвятить его творческому единению. А вот когда у меня было два выходных, утро субботы всегда начиналось с генеральной уборки.

(Д.) – Я ненавидела этот день. Я думала «Почему суббота, почему не вечер пятницы?»

- Хорошо, а ужин у вас кто чаще готовит?

(Л.Г.) - Ну, наверное, наш папа. Я по выходным только.

(Д) – А я по праздникам. Пасты всякие.

(Л.Г.) - Диночка вообще специалист по пастам. Она даже умеет сливочный соус делать. А я специалист по супам. Они не очень экзотические: рассольник, борщ, лапша, гречневый суп. Это моя стихия, я считаю, что это очень полезно. Мы, не договариваясь, пришли к выводу, что дома будем есть простую пищу: слоеные салаты, например, вообще не делаем. Суп так суп: вот мясо, вот овощи. А из выпечки я всегда делала манники.

(Д) - Шарлотку!

(Л.Г.) - Да, и шарлотку. А муж очень хорошо печет блины. Мне нравится, что он не делит обязанности на мужские и женские. У нас все стихийно происходит: кто раньше пришел, тот и готовит, кто меньше устал – тот посуду моет.

- И где вы познакомились с таким хорошим мужем?

(Л.Г.) - (застенчиво) В поезде. Я очень строгая девушка была, мне одногруппники рассказывают, что даже подходить ко мне боялись. Хотя не могу сказать, что я все время за учебниками сидела: я выросла в спорте, на разные мероприятия постоянно ходила. И вот была осень, 14 сентября. Почему запомнили: несчастливого 13-го числа будущий мой муж Рахимьян не смог уехать домой в Учалы , пришлось ждать следующего поезда. Подходит ко мне молодой человек и говорит: «Здравствуй, Лиля! Разве ты меня не узнаешь?» И руку мне протягивает. Так бы, может, и резко ответила, а тут - имя мое знает…

Оказалось, что это хитрость. Он у нашей общей знакомой узнал мое имя и разыграл этот спектакль.

Но я же очень строгих правил - ни телефон, ни адрес свой не дала. Сказала только, что в педуниверситете учусь. Так он обошел все общежития, разыскивая всех Лиль. Правда, почему-то не нашел. Но мы с ним второй раз в поезде встретились месяца через два. Сейчас он работает в службе судебных приставов.

- Как он относится к тому, что вы - вице-премьер, и зарплата у вас, судя по декларациям, больше .

(Л.Г.) - Да нет у нас в семье таких заморочек. Меня наоборот больше жалеют. Помогают психологически.

(Д.)- А еще папа немного возмущается, что он у мамы в телефоне записан просто Рахимьян.

- А она у него как?

(Д.) – «Любимая».


- Дина, а ты маминого начальника видела?

Президента? Да! Пошла я кататься на сноуборде, стою в очереди на подъемник и чуть не падаю – неудобно было. Впереди меня мужчина стоял в очках. Он мои мучения увидел и вперед пропустил. Я пригляделась – так это ж президент! Я-то думала, для него перекрывают все, а он вместе со всеми катается и даже в очереди стоит.

Должность ваша по сути расстрельная. Можно по 12, можно по 20 часов в сутки работать, все равно будет много недовольных. Как со стрессами справляетесь?

(Л.Г.) - У меня муж родился и вырос в деревне, он любит концерты, спектакли национальные. А я раз в неделю в баню хожу обязательно, это святое. Когда у меня будет возможность построить дом, я обязательно это сделаю, и там непременно будет баня.

- Сплавы, походы за грибами?

(Д.) (немного расстроенно) – Не предоставляется такой возможности.

(Л.Г.) - Ну почему, мы раньше как-то выезжали, помнишь? Ни одного гриба не нашли, но зато фотографии, как будто мы такие грибники. Ну еще нас выручают малыши моей сестренки: двойняшки по семь лет и мальчик четырнадцатилетний. Они нас то на речку вытаскивают, то просто к нам приходят.

- Сад? Дача?

(Л.Г.) – Мы в Уфе только пять лет живем, пока нет ни сада, ни дачи. Возможно, в перспективе…

- Какой у вас распорядок дня?

Я не очень рано встаю, где-то в 6.30, зарядку сразу делаю.

(Д.) – Зарядку? Ни разу не видела!

(Л.Г.) - Так ты спишь еще в это время. Мы ее с мужем вдвоем будим, очень плохо встает. Раньше, когда я в Учалах работала, я вставала в пять, максимум - в шесть. Полвосьмого у нас уже оперативка начиналась. А сейчас в восемь – полдевятого я стараюсь уже быть на работе. Только утром есть время увидеть мужа и ребенка. Потому что когда я приезжаю в половине двенадцатого ночи, она уже спит.

Ушел из врачей – верни деньги

Давайте о медицине. Куда у нас деваются врачи? Медуниверситет каждый год сотни специалистов выпускает, а работать в поликлиниках некому.

(Л.Г.) - Сейчас в республике не хватает 2300 врачей. Мы анализировали ситуацию: через пять лет после окончания университета только 30% врачей, получивших образование по целевому направлению, остаются в профессии. До боли обидно, когда вижу, что, имея диплом врача, человек работает совершенно по другой специальности. Для чего мы тратили государственные деньги? Почему он столько лет занимал чье-то бюджетное место? Решать проблему нужно комплексно: неформальная профориентация, связь учеников медицинских классов с медуниверситетом и, конечно же, нужно вернуть систему распределения и отработки. А если человек ушел из профессии – возвращать затраченные на его обучение деньги.

- Вас на улице узнают? Соседи, в магазине?

(Л.Г.) - Ну соседи, думаю, и так знают, хотя у меня ни одного соседа-чиновника нет. А в магазине или на концерте бывает, да. Подходят с просьбами. Просто встать и уйти я не могу, поэтому стараюсь координаты взять, подсказать, куда обратиться.

Сложнее всего моей маме. Она в поселке живет, сорок лет проработала воспитателем в детском саду. К ней постоянно с просьбами приходят: и по медицинской части, и по другим сложным вопросам. Я стараюсь по возможности помочь, но, к сожалению, не всегда получается.

- История знает не так много женщин-политиков, кто из них для вас – образец для подражания?

(Л.Г.) - Масса успешных женщин в политике: Матвиенко , Набиуллина - наша землячка, если в мировом масштабе – Ангела Меркель и масса других. Но у меня нет такого, что «я хочу быть как…». Думаю, это больше собирательный образ, для меня важно остаться женщиной и чтобы не сказали «а, женщина - поэтому и не справилась». А быть мамой, женой – это сложнее. Все равно больше бытовых вопросов на женщине.

Мне кажется, что в политике и в бизнесе женщина всегда должна оставаться женщиной. По настоящему умная женщина никогда не будет доказывать свое превосходство, она просто умело использует свой ум, интеллект, эмоциональность и будет помогать мужчине. А если начнешь доказывать, что ты умнее – это все. Я считаю, что мужчин нужно любить, видеть в них достойных партнеров, и тогда все у нас получится.

БЛИЦ-ОПРОС

- Любимая книга?

У меня такая книжка, я даже не знаю кто автор, эта страница выдрана была. Называется «Мы все из Бюллербю». Я прочитала ее и как будто в детство снова впала. А из близких мне авторов хотела бы отметить своего земляка Талху Гиниятуллина . Читаешь и буквально узнаешь яркие образы обычных деревенских жителей Учалинского района, их проблемы, сплетение судеб. Все очень родное и близкое… А вообще сейчас больше приходится читать отчеты, на их анализ уходит много времени.

- Любимый исполнитель?

Высоцкий . С седьмого класса влюблена в его творчество.

- Есть что-то, что о вас мало кто знает?

Я боюсь высоты, голова даже кружится. Если дома на стремянку встаю, прошу, чтобы меня муж поддерживал. А еще я каждый год ныряю в прорубь.

- Любимый предмет в школе?

История нравилась, и учительница была очень хорошая.

ХОЗЯЙКЕ НА ЗАМЕТКУ

Гречневый суп от Лилии Гумеровой

Берете мясо, какое нравится. Можно курицу, можно барашка. Мне говядина по душе. А если нет времени – просто фрикаделек возьмите. Если бульон, то отварили мясо, процедили, поставили. Если фрикадельки – посолили, фрикадельки кипят.

Дальше возьмите немного гречки – сколько бы риса, к примеру, в суп положили. Потом картошечку кубиками. Немного лука, несколько соленых огурчиков и две помидорки в сковородке потушите. Все это положите в кастрюлю. Добавьте зелень.

Когда подаю на стол, кладу в каждую тарелку кусочек лимона и сметану.

Если очень постараться – за 30 минут приготовить можно!

М.Е.Салтыков-Щедрин: «Если я усну и проснусь через сто лет и меня спросят, что сейчас происходит в России, я отвечу: пьют и воруют.» «Чего-то хотелось: не то конституции, не то севрюжины с хреном, не то кого-нибудь ободрать.» «Во всех странах железные дороги для передвижения служат, а у нас сверх того и для воровства.» «Когда и какой бюрократ не был убежден, что Россия есть пирог, к которому можно свободно подходить и закусывать?» «Российская власть должна держать свой народ в состоянии постоянного изумления.» «Это еще ничего, что в Европе за наш рубль дают один полтинник, - будет хуже, если за наш рубль станут давать в морду.» «Если на Святой Руси человек начнет удивляться, то он остолбенеет в удивлении и так до смерти столбом и простоит.» «Строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения.» «Ну, у нас, брат, не так. У нас бы не только яблоки съели, а и ветки-то бы все обломали! У нас намеднись дядя Софрон мимо кружки с керосином шел - и тот весь выпил!» «У нас нет середины: либо в рыло, либо ручку пожалуйте!» «Нет, видно, есть в божьем мире уголки, где все времена - переходные.» «- Mon cher, - говаривал Крутицын, - разделите сегодня все поровну, а завтра неравенство все-таки вступит в свои права.» «Увы! Не прошло еще четверти часа, а уже мне показалось, что теперь самое настоящее время пить водку.» «- Нынче, маменька, и без мужа все равно что с мужем живут. Нынче над предписаниями-то религии смеются. Дошли до куста, под кустом обвенчались - и дело в шляпе. Это у них гражданским браком называется.» «Для того чтобы воровать с успехом, нужно обладать только проворством и жадностью. Жадность в особенности необходима, потому что за малую кражу можно попасть под суд.» «Крупными буквами печатались слова совершенно несущественные, а все существенное изображалось самым мелким шрифтом.» «Всякому безобразию свое приличие.» «Цель издания законов двоякая: одни издаются для вящего народов и стран устроения, другие - для того чтобы законодатели не коснели в праздности.» «Барышня спрашивают, для большого или малого декольте им шею мыть.» «Просвещение внедрять с умеренностью, по возможности избегая кровопролития.» «Идиоты вообще очень опасны, и даже не потому, что они непременно злы, а потому, что они чужды всяким соображениям и всегда идут напролом, как будто дорога, на которой они очутились, принадлежит им одним.» «- Кредит, - толковал он Коле Персианову, - это когда у тебя нет денег... понимаешь? Нет денег, и вдруг - клац! - они есть! - Однако, mon cher, если потребуют уплаты? - картавил Коля. - Чудак! Ты даже такой простой вещи не понимаешь! Надобно платить - ну, и опять кредит! Еще платить - еще кредит! Нынче все государства так живут!» «Глупым, в грубом значении этого слова, Струнникова назвать было нельзя, но и умен он был лишь настолько, чтобы, как говорится, сальных свечей не есть и стеклом не утираться.» «В болтливости скрывается ложь, а ложь, как известно, есть мать всех пороков.» «Один принимает у себя другого и думает: «С каким бы я наслаждением вышвырнул тебя, курицына сына, за окно, кабы...», - а другой сидит и тоже думает: «С каким бы я наслаждением плюнул тебе, гнусному пыжику, в лицо, кабы...» Представьте себе, что этого «кабы» не существует, - какой обмен мыслей вдруг произошел бы между собеседниками!» «Неправильно полагают те, кои думают, что лишь те пискари могут считаться достойными гражданами, кои, обезумев от страха, сидят в норах и дрожат. Нет, это не граждане, а по меньшей мере бесполезные пискари.» «В словах «ни в чем не замечен» уже заключается целая репутация, которая никак не позволит человеку бесследно погрузиться в пучину абсолютной безвестности.» «Многие склонны путать два понятия: «Отечество» и «Ваше превосходительство».» «Страшно, когда человек говорит и не знаешь, зачем он говорит, что говорит и кончит ли когда-нибудь.» «Талант сам по себе бесцветен и приобретает окраску только в применении.»

Ситуацию политизировали искусственно, а преподавание башкирского языка как государственного по-прежнему ведется в школах республики, считает Лилия Гумерова. Ее мнение опубликовал fedpress.ru .

После того, как тему о добровольном характере преподавания национальных языков начали активно обсуждать в обществе, министерством образования и науки Российской Федерации этот вопрос действительно был очень тщательно изучен, была разработана методика по преподаванию государственных языков республик, согласно которой в вариативной части учебных планов предусматривается возможность до двух учебных часов в неделю на добровольное изучение государственного языка республик, - сказала Лилия Гумерова . - Тем самым нормативно и методологически эти вопросы будут урегулированы. И я здесь целиком и полностью соглашусь с Михаилом Викторовичем Бабичем о том, что принятые решения учитывают все многообразие межнационального устройства России и создают необходимые условия как для полноценного изучения русского языка, так и для сохранения и развития языков народов России. Несмотря на то, что по данной проблеме полномочный представитель президента Российской Федерации высказался в Казани, применительно к татарскому языку, тема эта актуальна и для Башкортостана, и для других национальных республик страны. Сохранение языка, сохранение родных языков, особенно на территории национальных республик является очень важным, тонким вопросом. И здесь, действительно, нужно подойти с пониманием и не вестись на поводу у людей и групп, которые захотят на этой теме заработать себе сомнительный политический капитал.

Вопросы преподавания башкирского языка как родного и государственного в Республике Башкортостан отлажены, - считает сенатор. - При этом учитывается мнение родителей учащихся. Сегодня эти вопросы находятся на контроле у главы Башкортостана Рустэма Хамитова, который недавно подписал указ о мерах по совершенствованию изучения государственных и родных языков, с соответствующим финансированием, выделением грантов.

Лилия Гумерова обращает внимание на то, что помимо законодательного урегулирования очень важным аспектом в данной работе является качество преподавания языка.

Основная проблема – в том, как преподается язык, - пояснила она. - Методика, которая сегодня существует, не совсем соответствует реалиям времени. Это должен быть комплекс программ, которые бы помогли сохранить язык и бережно передавать его из поколения в поколение через преподавание языка, через создание кружков художественной самодеятельности, театральной деятельности. Нужно начать преподавание языка с качественно новыми подходами. Нужны педагоги, которым не нужно силой затаскивать детей на свои уроки. И сегодня есть немало примеров, когда педагоги пересматривали методику, вносили в нее новшества, вкладывали душу и сердце. В итоге, ребята с удовольствием изучали язык и посещали уроки.

Также Лилия Гумерова напоминает о качестве учебников:

В бытность, когда я еще работала в республике вице-премьером, мы с группой наших педагогов и ученых начинали работу над учебником башкирского языка, над электронными учебниками башкирского языка, которые совмещали бы в себе русский, английский, башкирский языки, с диалогами и иллюстрациями, с определенными подходами. Проблема, действительно, очень глубокая, но, все таки, культура должна нас объединять, а не разъединять, так и язык, любой язык – русский, татарский, башкирский должны объединять. Это уровень нашей общей культуры. И на сколько мы уважительно относимся друг к другу, той республике в которой мы живем, к ее традициям, зависит, конечно же, наше будущее!

Сюжеты: